В нашем детском саду работают логопеды:
- Гилева Ольга Петровна (1 кв. категория),
-Гилева Галина Александровна (1 кв. категория).
В кабинета логопеда есть все необходимое для занятий:
Задержка речевого развития.
Речь является очень тонким особенным психологическим процессом, формирующимся на протяжении первых лет жизни ребёнка. Процесс речевого развития у ребёнка индивидуален и на его течение оказывают различное влияние многие факторы (среда, в которой растёт малыш, пол ребёнка, контакт с мамой, физическое развитие и прочее).
Процесс развития речи у малыша необходимо держать под постоянным контролем, провоцировать ребёнка на самостоятельное произношение определённых слогов, а может даже и слов, общаясь с ним доступным ему языком, создавая различные, интересные ситуации.
Задержка речевого развития у ребенка представляет собой определённое отставание от возрастных норм развития речи в возрасте до четырёх лет. Ребенок, у которого имеется задержка речевого развития, овладевает навыками речи, но возрастные рамки сдвинуты значительно.
Так как от развития речи ребёнка напрямую зависит его общее психологическое развитие, то многие специалисты очень тревожатся по этому поводу. Задержка речевого развития также оказывает в дальнейшем влияние на формирование и развитие познавательных процессов – внимания, воображения, мышления, памяти.
Почему же у ребёнка возникает задержка речевого развития?
• Речь не востребована. Если с малышом никто из взрослых не общается, или общается мало, в недостаточном объёме, стараясь предугадать все желания крохи еще да того, как он догадается попросить необходимое, то у ребенка соответственно не возникает никакой потребности выражать свои требования и эмоции словесно.
• Замедление темпа созревания нервных клеток, которые отвечают за речь. Данная причина чаще всего обуславливается генетическим фактором.
• Поражения головного мозга различной тяжести и заболевания, возникшие в результате гипоксии, травм, перенесённых внутриутробно и на протяжении первого года жизни инфекций.
• Определённые нарушения слуха. Для правильного и своевременного формирования речи необходимо слышать речь окружающих. При наличии различных проблем со слухом сразу же возникают и проблемы с воспроизведением (с речью).
На что следует обязательно обратить внимание:
• На воспроизведение ребенком различных звуков в первые 8 месяцев его жизни ( а, м). При упорном молчании малыша необходимо об этом факте сообщить врачу-невропатологу. Лучше намного переволноваться заранее, чем пропустить важный момент и упустить время.
• На понимание обращения к себе ребенком, возраст которого составляет 10-14 месяцев. Тревога должна возникнуть в том случае, если к малышу обращаются, а он никак не реагирует, для привлечения к себе внимания использует громкий плач.
• В 1,-2 года ребенок должен на слух различать предметы и показывать их на рисунках. Если малыш не выполняет таких действий, стоит задуматься.
• На выполнение самых простых команд. Выполнять их должен малыш, возраст которого – 2-3 года («возьми куклу и дай мне её», « подними машинку, дай её мне»).
• Воспроизведение слов и различных фраз. Ребенок, достигший 2-3 летнего возраста способны не только произносить отдельные слова , но и уже формировать определённые фразы, высказывая свои потребности и желания («мама, дай мне», « мама, пойдём со мной»).
• На правильность произношения звуков и слов. Формировать полноценные предложения с главными и второстепенными его членами дети могут к 3-4 годам. Обязательно обратите внимание на то, если Ваш малыш произносит большинство звуков неправильно, а верно сформировать предложение у него никак не получается.
Задержка речевого развития: диагностика и лечение.
У ребёнка диагностика задержки речевого развития происходит в 3-4 года, тогда, когда речь уже должна быть развита на должном уровне и время, необходимое для эффективной коррекции уже упущено. Именно поэтому родителям необходимо проявлять особое внимание к развитию речи. Отнеситесь с должным вниманием и проанализируйте все факторы, которые могут повлиять на развитие речи Вашего малыша, ведь проблему гораздо проще предупредить, чем найти её необходимое и правильное решение.
Всеми силами способствуйте речевому развитию крохи – развивайте у ребенка интерес к окружающей среде, рассказывайте стишки, потешки, пойте песенки, рассматривайте книжки. Одевайте ребёнка и описывайте подробно свои действия, гуляя в лесу, расскажите о животных, опишите дерево, речку, цветок – хоть Вам и кажется, что малыш ничего не понимает, на самом деле это не так. Возможно, он анализирует, складывает услышанное в отдалённые уголки в своей памяти для того, чтобы в один прекрасный момент удивить Вас своим речевым потоком.
Для того чтобы ребёнку был поставлен диагноз «задержка речевого развития», необходимо комплексное заключение врачей специалистов: невропатолога, логопеда, психолога.
Перед назначением определённого лечения необходимо провести тщательное обследование ребенка для выявления причин задержки речи. Если причины носят психологический характер, то необходима дополнительная стимуляция речевой деятельности. Родителям необходимо проявлять активность и проводить с ребёнком как можно больше времени, общаясь в различных ролях и ситуациях. Кроме этого, необходимо подключать занятия со специалистами – логопедом, психологом, логопедом-дефектологом.
При выявлении причин неврологического характера лечение должно назначаться врачом невропатологом. Назначаются специальные медикаменты. Под их воздействием улучшается кровообращение мозга и его интегративные функции.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражания и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.
В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи в онтогенезе.
№ |
Форма речи |
Примерный возраст появления |
1 |
Интонирует крик. (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) |
1-2 мес. |
2 |
Гулит. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) |
1,5-3 мес. |
3 |
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) |
4-5 мес. |
4 |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) |
8 мес. — 1 год 2 мес. |
5 |
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) |
1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. |
6 |
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) |
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. |
7 |
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) |
2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. |
8 |
Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) |
2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. |
9 |
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом |
2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
|
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Признаки благополучного развития речи у ребенка.
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили, хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения с взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин имитация или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса или неврологические заболевания), то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.
Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!
Занятия надо начинать как можно раньше.
Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у которых отмечается задержка темпов речевого развития.
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.
Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.